Этапы самообразования

1 этап – выбор направления и темы самообразования.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективности её учитель должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и т.д. В связи с этим направлениями самообразования могут быть:
  • профессиональное (предмет преподавания);
  • психолого-педагогическое, ориентированное на учеников и родителей;
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества, предупреждение эмоционального выгорания и др.);
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
  • информационно-компьютерные технологии;
  • здоровьесберегающее;
  • правовое;
  • эстетическое;
  • историческое;
  • иностранные языки;
  • политическое;
  • интересы и хобби.
Возможных вариантов тем огромное количество. Каждый учитель выбирает тему самообразования исходя из своих потребностей и методической темы, над которой работает коллектив школы. При этом тема самообразования должна быть направлена на повышение профессионализма учителя, эффективности обучения и воспитания школьников.
2 этап – формулирование целей и задач самообразования.
Целями самообразования могут быть:
  • повышение уровня своей эрудиции, правовой и общей культуры;
  • изучение и внедрение новых педагогических технологий;
  • изучение и внедрение новых форм, методов и приемов обучения;
  • совершенствование своих знаний в области педагогической психологии
При этом цель должна звучать емко, отражать и уточнять тему самообразования.
Задачи самообразования – это шаги по достижению цели самообразования:
·         изучить литературу и материалы сети Интернет по определённому вопросу;
  • пройти курсы повышения квалификации;
  • посетить семинары и конференции по данной проблеме;
  • принять участие в работе творческой группы на портале «Сеть творческих учителей»;
  • посетить уроки коллег и поучаствовать в обмене опытом;
  • провести самоанализ и самооценку собственных уроков;
·         разработать комплект электронных уроков, объединенных предметной тематикой;
·         апробировать данный комплект на практике.
3 этап - определение круга источников информации.
Учитывая, что учитель самостоятельно добывает знания, источниками информации могут быть:
  • телевидение;
  • газеты, журналы;
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.);
  • материалы сети Интернет;
  • видео, аудио информация на различных носителях;
  • платные курсы;
  • семинары и конференции;
  • мастер-классы;
  • мероприятия по обмену опытом;
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
  • курсы повышения квалификации;
  • уроки коллег;
  • путешествия;
  • и т.д.
4 этап – выбор формы самообразования.
Индивидуальная
Групповая
Инициатор сам учитель
Деятельность МО, семинары, практикумы, КПК.

5 этап - составление плана самообразования. (Раздаточный материал. Приложение 1, 2, 3).
На основании выбранной темы учитель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:
·         название темы;
·         цели;
·         задачи;
·         предполагаемый результат;
·         этапы работы;
·         сроки выполнения каждого этапа;
·         действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;
·         способ демонстрации результата проделанной работы;
·         форма отчета по проделанной работе.
Деятельность учителя в области самообразования может включать в себя:
·         систематический просмотр определенных телепередач;
·         чтение конкретных педагогических периодических изданий;
·         чтение методической, педагогической и предметной литературы;
·         обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий;
·         посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
·         участие в дискуссии, совещании, обмене опытом с коллегами;
·         изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов;
·         изучение иностранных языков для чтения информации о достижениях мировой педагогики;
·         прохождение курсов повышения квалификации;
·         проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
·         организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
·         посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету;
·         общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.


6 этап – определение результата самообразования.
Любая деятельность предполагает создание некого продукта. Поэтому в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Результатами самообразования учителя на некотором этапе (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно) могут быть:
  • повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • разработка пакета тестового материала в электронном виде;
  • разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания;
  • создание главы или страницы электронного учебника;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • разработка модели образовательного процесса;
·         проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
7 этап – анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Формами отчетных работ могут быть: обобщение опыта; доклад; сбор и анализ отчетной документации; презентации результатов работ перед педагогическим коллективом.




Комментариев нет:

Отправить комментарий