Учитель находится в
постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем.
Когда возникает чувство
недовольства своей работой, вдруг отчётливо осознаёшь, что вокруг всё
стремительно меняется, а ты как будто стоишь на одном месте. Кажется, что мог
бы достичь лучших результатов, скорее бы дошёл до поставленной цели, вызвал бы
в учениках более живую реакцию, если бы урок был построен иначе. Недовольство
собой, своей работой или её результатами неизменно приводит к поиску новых
знаний, методик, технологий, систем обучения.
Постоянно
развиваться, повышать свой профессиональный уровень помогает процесс
самообразования учителя. Вне самообразования идея
личностного и профессионального развития учителя
неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества
является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический
закон), развития в саморазвитие, образования в самообразование.
Что же такое самообразование?
Под
самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную
деятельность, которая:
- во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого человека);
- во-вторых, осуществляется сознательно;
- в-третьих, планируется, управляется и контролируется самим человеком;
- в-четвёртых, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека или навыков.
В разных источниках мы находим разное толкование слова
«самообразование».
Самообразование – приобретение знаний путём самостоятельных занятий без
помощи преподавателя («Словарь русского языка» С.И.Ожегов).
Самообразование – целенаправленная
познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение
систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры,
политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в
органическом сочетании с самостоятельным изучением материала (Педагогический
словарь на сайте dictionary.fio.ru)
Самообразование
педагога будет продуктивным при определённых условиях.
- В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
- Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает, как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.
- Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
- Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
- Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
- Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Остановимся
подробнее на самодиагностике. Для того чтобы определить, что необходимо мне на
данном этапе профессиональной деятельности, нужно уметь диагностировать процесс
и результаты педагогической деятельности.
Самодиагностика включает в себя:
·
самонаблюдение;
·
самоанализ;
·
самооценку;
·
самокоррекцию.
В процессе
самонаблюдения происходит осознание характерных сторон педагогической деятельности,
личных качеств, мотивов, определение своего места в образовательной системе.
Самоанализ
устанавливает причинно-следственные связи, идентифицирует полученные выводы с
системой уже сложившихся представлений и ориентаций.
Самооценка
определяет отношение к себе и своей профессиональной деятельности.
Самокоррекция
направлена на преодоление своих педагогических затруднений, прогнозирование
последствий своих действий на основе индивидуального подхода к учащемся.
Направления
самодиагностики:
·
Рациональное
использование традиционных методик прежнего опыта.
·
Овладение передовыми
методиками и приёмами учебной деятельности.
·
Осуществление обратной
связи в процессе самоанализа и самооценки состояния преподавания своего
предмета.
·
Обнаружение и изучение
своих педагогических затруднений.
·
Создание мотивов,
потребностей, возможностей для перестройки своей деятельности.
·
Умение определять
эффективность своего труда.
·
Прогнозирование
профессионального роста на основе формирования педагогического запроса.
Таким образом,
овладение навыком самодиагностики позволяет учителю самостоятельно
анализировать как педагогическую деятельность в целом, так и отдельные уроки, и
вносить необходимые коррективы. При этом учитель выходит на более высокий
уровень самореализации – в режим непрерывного педагогического совершенствования
и поиска. В раздаточных материалах есть примерные планы самоанализа уроков, по
которым можно проанализировать свои уроки.
Сегодня
от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную
ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях».
Активность человека в этих условиях, как утверждают психологи, может быть
направлена на лучшее и всё более полное приспособление к среде за счёт своих
собственных резервов и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического
развития выступает саморазвитие. Под саморазвитием понимается собственная
активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных
потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Саморазвитие
интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие характера,
способностей и индивидуальности. Саморазвитие, по Канту, это «культивирование
собственных сил».
Под
профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация
в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и
способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное
преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально
новому его строю и способу жизнедеятельности (Л.М. Митина).
Профессиональное саморазвитие — динамический и непрерывный процесс
самопроектирования личности.
Школа
не может развиваться никаким иным способом, кроме как создавая и осваивая новую
практику образования в результате организованного в ней управляемого
инновационного процесса. А разработка и освоение инноваций предполагает
наличие у учителей способности к продуцированию нового, т. е. высокоразвитую
способность к творчеству. Под творчеством понимается не только создание нового
продукта, новых технологий, приемов и методов, техник, но и реализация
потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в
самообразовании и самореализации. «Творчество — это всякая деятельность
человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это созданием
какой-либо вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом
человеке». (Л.С. Выготский).
Чтобы процесс
самообразования и саморазвития был результативным, он должен быть тщательно
спланирован. Деятельность учителя по самообразованию включает в себя несколько
этапов:
1.
выбор направления и темы самообразования;
2.
формулирование цели и задач самообразования;
3.
определение круга источников информации;
4.
выбор формы самообразования;
5.
составление плана самообразования;
6.
определение результата самообразования;
7. анализ
и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий