Актуальность темы

Учитель находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем.
Когда возникает чувство недовольства своей работой, вдруг отчётливо осознаёшь, что вокруг всё стремительно меняется, а ты как будто стоишь на одном месте. Кажется, что мог бы достичь лучших результатов, скорее бы дошёл до поставленной цели, вызвал бы в учениках более живую реакцию, если бы урок был построен иначе. Недовольство собой, своей работой или её результатами неизменно приводит к поиску новых знаний, методик, технологий, систем обучения.
Постоянно развиваться, повышать свой профессиональный уровень помогает процесс самообразования учителя. Вне самообразования идея личностного и профессионального развития учителя неосуществима. Социологи утверждают, что перспективой развития общества является трансформация деятельности в самодеятельность (общесоциологический закон), развития в саморазвитие, образования в самообразование. 
Что же такое самообразование? 

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:
  • во-первых, осуществляется добровольно (то есть по доброй воле самого человека);
  • во-вторых, осуществляется сознательно;
  • в-третьих, планируется, управляется и контролируется самим человеком;
  • в-четвёртых, необходима для совершенствования каких-либо качеств человека или навыков.
В разных источниках мы находим разное толкование слова «самообразование».
Самообразование – приобретение знаний путём самостоятельных занятий без помощи преподавателя («Словарь русского языка» С.И.Ожегов).
Самообразование – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала (Педагогический словарь на сайте dictionary.fio.ru)
Самообразование педагога будет продуктивным при определённых условиях.
  1. В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
  2. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Учитель понимает, как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, следовательно, является открытым для изменений.
  3. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
  4. Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
  5. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
  6. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Остановимся подробнее на самодиагностике. Для того чтобы определить, что необходимо мне на данном этапе профессиональной деятельности, нужно уметь диагностировать процесс и результаты педагогической деятельности.
Самодиагностика включает в себя:
·         самонаблюдение;
·         самоанализ;
·         самооценку;
·         самокоррекцию.
В процессе самонаблюдения происходит осознание характерных сторон педагогической деятельности, личных качеств, мотивов, определение своего места в образовательной системе.
Самоанализ устанавливает причинно-следственные связи, идентифицирует полученные выводы с системой уже сложившихся представлений и ориентаций.
Самооценка определяет отношение к себе и своей профессиональной деятельности.
Самокоррекция направлена на преодоление своих педагогических затруднений, прогнозирование последствий своих действий на основе индивидуального подхода к учащемся.
Направления самодиагностики:
·         Рациональное использование традиционных методик прежнего опыта.
·         Овладение передовыми методиками и приёмами учебной деятельности.
·         Осуществление обратной связи в процессе самоанализа и самооценки состояния преподавания своего предмета.
·         Обнаружение и изучение своих педагогических затруднений.
·         Создание мотивов, потребностей, возможностей для перестройки своей деятельности.
·         Умение определять эффективность своего труда.
·         Прогнозирование профессионального роста на основе формирования педагогического запроса.
Таким образом, овладение навыком самодиагностики позволяет учителю самостоятельно анализировать как педагогическую деятельность в целом, так и отдельные уроки, и вносить необходимые коррективы. При этом учитель выходит на более высокий уровень самореализации – в режим непрерывного педагогического совершенствования и поиска. В раздаточных материалах есть примерные планы самоанализа уроков, по которым можно проанализировать свои уроки.
Сегодня от учителя требуется «готовность достойно встречать каждую профессиональную ситуацию, быть готовым к переподготовке в быстро меняющихся условиях». Активность человека в этих условиях, как утверждают психологи, может быть направлена на лучшее и всё более полное приспособление к среде за счёт своих собственных резервов и внутренних ресурсов, где ключевым фактором динамического развития выступает саморазвитие. Под саморазвитием понимается собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, творчества, всего личностного потенциала. Саморазвитие интегрирует деятельность субъекта, направленную на развитие характера, способностей и индивидуальности. Саморазвитие, по Канту, это «культивирование собственных сил».
Под профессиональным развитием понимается рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений, активное качественное преобразование человеком своего внутреннего мира, приводящее к принципиально новому его строю и способу жизнедеятельности (Л.М. Митина). Профессиональное саморазвитие — динамический и непрерывный процесс самопроектирования личности.
Школа не может развиваться никаким иным способом, кроме как создавая и осваивая новую практику образования в результате организованного в ней управляемого инновационного процесса.   А разработка и освоение инноваций предполагает наличие у учителей способности к продуцированию нового, т. е. высокоразвитую способность к творчеству. Под творчеством понимается не только создание нового продукта, новых технологий, приемов и методов, техник, но и реализация потенциальных возможностей и способностей учителя, его потребности в самообразовании и самореализации. «Творчество — это всякая деятельность человека, который создает нечто новое, все равно, будет ли это созданием какой-либо вещи внешнего мира или построением ума или чувства, живущего в самом человеке». (Л.С. Выготский).
Чтобы процесс самообразования и саморазвития был результативным, он должен быть тщательно спланирован. Деятельность учителя по самообразованию включает в себя несколько этапов:
1.      выбор направления и темы самообразования;
2.      формулирование цели и задач самообразования;
3.      определение круга источников информации;
4.      выбор формы самообразования;
5.      составление плана самообразования;
6.      определение результата самообразования;
7.      анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий